Геологи предсказывают скорое извержение вулкана в море у штата Орегон

Подводный вулкан Аксиаль на морском хребте Хуан-де-Фука у побережья североамериканского штата Орегон должен начать новое извержение в 2018 году, заявляют геологи, точно предсказавшие последнее извержение этого вулкана в 2011 году.Извержения вулканов таят в себе огромную опасность для человеческой цивилизации и жизни в целом. Взрывообразные извержения так называемых супервулканов могут стать причиной исчезновения целых государств. В последние годы ученые существенно продвинулись в прогнозировании пробуждения вулканов.Подводная гееннаТак, группа геологов под руководством Уильяма Чадвика (William Chadwick) из университета штата Орегон в городе Ньюпорт (США) успешно использовала данные наблюдений за состоянием вулкана Аксиаль за прошлое десятилетие и предсказала последнее извержение этой подводной горы в апреле 2011 года за пять лет до катаклизма, в 2005 году.Когда их предсказание исполнилось, Чадвик и его коллеги решили сделать еще один прогноз «вулканической погоды», который они опубликовали в трех статьях в журнале Nature Geoscience. По их расчетам, новое извержение вулкана должно произойти в промежутке между 2014 и 2020 годами и, скорее всего, случится в 2018 году.В первой работе группа под руководством Чадвика проследила за скоростью накачки вулкана магмой, отслеживая высоту морского дна в окрестностях горы Аксиаль во время извержения 2011 года.»Данный вулкан уникален тем, что он является одним из немногих очагов подводного вулканизма в мире, за которым велись длительные наблюдения. И мы теперь можем понять смысл колебаний высоты морского дна. С момента предпоследнего извержения вулкана в 1998 году высота дна постепенно повышалась — бассейн магмы под вулканом медленно заполнялся. Но за 4-5 месяцев до начала извержения скорость притока магмы резко увеличилась. По нашим расчетам, она выросла в три раза, что и позволило нам предсказать предыдущее извержение», — пояснил Чадвик.По словам исследователей, текущее состояние вулкана полностью повторяет его конфигурацию после извержения 1998 года. Так, морское дно опустилось на 200 метров после извержения и начало подниматься примерно через шесть дней после завершения извержения. Средняя скорость роста уровня дна — 1,2 метра в год — указывает на то, что следующий выход из спячки вулкана Аксиаль должен случиться через семь лет, то есть в 2018 году.Предсказательная геологияВторая группа геологов под руководством Роберта Дзяка (Robert Dziak) из университета штата Орегон проанализировала данные сейсмического мониторинга, записанные во время извержения Аксиаль.По их словам, за год до извержения в районе вулкана участились микро-землятрясения, частота которых доходила до 50 в день в средине апреля 2011 года. В день извержения, 6 апреля, ученые зафиксировали более тысячи землятрясений. Большая часть из них произошла за два часа до извержения. Как полагают исследователи, такое поведение вулкана поможет узнать о начале извержения 2018 года еще до появления первых подводных потоков магмы и подготовить все инструменты для наблюдения за катаклизмом.Третий научный коллектив под руководством Дейвида Кэресса (David Caress) из Исследовательского института «Monterey Bay Aquarium» в городе Мосс Лэндинг (США) изучил топографические изменения дна моря, последовавшие после извержения апреля 2011 года.Как отмечают исследователи, последствия извержения очень сложно оценить, так как лава двигалась по каналам, возникшим в ходе предыдущих извержений. Тем не менее, геологи смогли оценить общий объем извержения и изучить некоторые свойства лавы по форме застывших потоков расплавленной породы.По их расчетам, извержение 2011 года распространилось на площади в 10 квадратных километров и общий объем выброшенной материи составляет примерно 0,1 кубических километра, что примерно соответствует объему газа и пепла, выброшенного в ходе извержения исландского вулкана Эйяфьядлайекюдль в 2010 году.Ученые полагают, что дальнейшее наблюдение за вулканом Аксиаль и изучение последующего извержения в 2018 году поможет лучше понимать те процессы, которые протекают в подводных очагах вулканизма во время периодов спячки и пробуждения.